среда, 29 мая 2013 г.

Вечер поэзии "Я - Дагестана пёс сторожевой..."

                            Сценарий вечера поэзии           
 «Я – Дагестана пёс сторожевой…»
                                             

Ведущая 1:   Қайырлы күн құрметті қоңақтар, құрметті оқырмандар, ән сүйер қауым!
 
Ведущая 2: Добрый день уавжаемые гости, уважаемые читатели, любители поэзии!  

Ведущая 1: В этом году стартовал  международный конкурс «РАСУЛ ГАМЗАТОВ – ПЕВЕЦ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ», посвященный 90-летию со дня рождения поэта Дагестана Расула Гамзатова. Инициатором конкурса стала Хасавюртовская центральная библиотека, носящая его имя.  
Ведущая 2: Наша библиотека с радостью  приняла участие в данном конкурсе с проектом «Вся Земля – наш общий дом». Добро пожаловать на открытие данного проекта с вашим участием, уважаемые гости и читатели на вечер поэзии «Я – Дагестана пёс сторожевой…».
                                      Звучит песня «Журавли» (видеоролик)
Ведущая 1: Мы прослушали песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. На двадцати памятниках в разных уголках земли взлетели и навечно застыли в полете журавли. «Я бы хотел, чтобы все люди доброй воли не переставали слышать щемящий крик журавлиной стаи, чтобы не изменяла им память о погибших… »- говорил Расул Гамзатович.
            Многие его стихи стали песнями. С Гамзатовым тесно работали такие композиторы, как Ян Френкель, Дмитрий Кабалевский, Раймонд Паулс и др. Исполнителями этих песен были известные певцы и артисты:  Марк Бернес, Анна Герман, Муслим Магомаев и многие другие.
Ведущая 2:    
      «Всякую песню в горах начинают с музыки.
Так и я начну с рассказа о детстве» - писал Расул Гамзатов,  «Как путник вспоминает, прежде всего, тот двор, где он оседлал коня,  так и я, рассказываю о себе, вспоминая ту саклю, где я родился.
 Где над ребенком в этой колыбели
Всегда одни и те же песни пели.
И эти песни женщин наших гор
Я все дословно помню до сих пор».
Ведущая 1:   
     «Я родился в песенной, поэтической  семье, мой отец Гамзат Цадаса был народным поэтом Дагестана».
«…Я лампу зажег. Озаренные светом,
Отцовские рукописи лежали.
…Отец мой. Растил меня, путь мне указывал верный,
Учил не робеть и преград не бояться,
В поэзию ввел…»


Ведущая 2:    
    Отец был первым его учителем и наставником в поэтическом искусстве. Однажды в одном из интервью у него спросили: «Назовите своих учителей в поэзии», на что он ответил: «Мой учитель – отец. Но вообще учитель поэзии – жизнь с её красками и мелодиями». Расул Гамзатович вспоминал: «Когда я был совсем маленьким, отец брал меня к себе в косматую шубу и читал мне стихи. Вот почему я знал наизусть его стихи еще до того, как мог ездить на коне и надевать пояс.                                        
                        Потом я, средний сын поэта,
                   Слагать стихи пристрастился сам.»
Расул Гамзатович посвятил много стихов и поэм своему отцу, послушайте некоторые из них:
                          «Не на корточках в толстом семейном альбоме…»
Не на корточках в толстом семейном альбоме
Возникаешь пред взором и памятью ты,
Не ваятель искусный в скульптуре знакомой
Обессмертил твои дорогие черты.
…В каждом горце, я знаю, есть нечто такое,
Что всегда мне напомнит отца моего.
Ты, отец, был народом, и он был тобою,
Ты причастен к бессмертью его.

   
                                              «Вижу я тебя из далека…»
Вижу я тебя из далека.
Добрый взгляд и мягкая рука.
Вижу, как на крыше утром ранним
Ты  сидишь, к себе прижав меня;
Под твоею шубою бараньей
Я пригрелся, словно у огня.
Вижу я: сидишь ты хмурый в доме,
Вспомнив вновь историю одну,
Как в ауле горец незнакомый
Больно оскорбил свою жену.
Вижу, как седой и смуглокожий,
Сгорблен чуть, но все еще красив,
Ты, за пояс руки заложив,
Балагуришь  вместе с молодежью.
Вижу я тебя на склоне лет,
Вижу с молодым, горящим взором,
Вижу я тебя смотрящим вслед
Солнцу, уходящему за горы.
Вижу удрученным, огорченным,
Вижу радостным и увлеченным,
Вижу на каспийском берегу
И в родных горах, где даль тумана.
Вижу всюду, вижу непрестанно…
Но тебя в могиле, бездыханным,
Я себе представить не могу.

Ведущая 1:   Своих родителей Расул Гамзатов очень любил, уважал, ценил. Своей матери он посвятил много стихов, поэм  и песен. В своих выступлениях  он всегда говорил: «Мать-это не тема. Это живая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновенья. Одно слово мама не может нас не заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и свет». На гимн похожа поэма «Берегите матерей», послушайте отрывок:
Ведущая 2:    
                                                                   «Матери»
Мальчишка горский, я несносный
Слыл неслухом в кругу семьи
 И отвергал с упрямством взрослым
Все наставления твои.
Но годы шли, и, к ним причастный,
Я не робел перед судьбой,
Зато теперь робею часто,
Как маленький, перед тобой.
Вот мы одни сегодня в доме.
Я боли в сердце не таю
И на твои клоню ладони
Седую голову свою.
Мне горько, мама, грустно, мама,
Я – пленник глупой суеты,
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.

Ведущая 1:   
     К нему приходили сотни писем о любви к матери, о материнской любви из всех республик. Хочется еще процитировать:
«Три женщины», «Прекрасные на Земле глаза», «Любимых женщин имена», «Над нежностью разлука не вольна» - читают Елена и Анна.
Ведущая 2:
     Культ возлюбленной жены, матери принадлежит к лучшим особенностям гамзатовской лирики. О передовой женщине Дагестана идет речь в поэме «Горянка», которая стала подлинным апофеозом. «Как много хорошего в мире, как много красивого в нем!» - восклицает Гамзатов, и в это хорошее и красивое он уверенно включает любовь к женщине. «Лучшее качество мужчин –любовь к женщинам, а в женщинах все прекрасно»- характеризует Расул Гамзатович женщину. Послушайте его  стихотворение в буквальном переводе:
 Ведущая 1:   
Женщина, если в тебя влюблены
тысячи мужчин,
ты знай – среди них
есть и Расул Гамзатов.
А если в тебя влюблены
только сто мужчин,
среди этих ста
обязательно есть Гамзатов.
А если в тебя влюблены
только десять мужчин,
то в седьмом или в восьмом ряду –
влюбленный Расул Гамзатов.
А если в тебя влюблен
только один мужчина,
клянусь – это некто иной,
как Расул Гамзатов.
А если в тебя никто не влюблен,
ты одинокая, сумрачная, печальная ходишь,
значит, где-то в горах
погиб Расул Гамзатов.

Ведущая 2:
      «Расскажите, пожалуйста, о своей поэме «Остров женщин»» - спросили у Расула Гамзатова в одном из интервью. «Когда я был в Мексике, я узнал, что там есть такой Остров женщин. Я думал, что надо его посетить, эту страну любви, чтобы вспомнить там всех любимых женщин. А что оказалось? Однажды мужчины с  этого острова ушли в море и погибли все до одного. Остались одни женщины. Я вспомнил печальных болгарских партизанских вдов, вспомнил шахты, в которых погибли сыновья многих польских матерей, вспомнил я леса и поля Белоруссии, где матери до сих пор ищут могилы своих детей. И тогда мне захотелось сказать своей поэмой – мы не должны допустить, чтобы наша планета стала Островом женщин!» «Мне хочется, чтобы девизом планеты стало: «Влюбленные всех стран, соединяйтесь!»»
Любовь, быть может, - это институт,
Где учится не всякий, кто захочет,
Где Радость и Печаль все дни и ночи
Занятья со студентами ведут.
И я мудреных книг листал страницы,
Но неизбежно убеждался в том,
Что не всему способны мы учиться
На неудачном опыте чужом.
Учился я, но знанья были зыбки.
Я ушибался, попадал впросак.
Я допускал грубейшие ошибки,
Не то твердил и поступал не так.
Я мало преуспел, хоть был, по сути,
Студентом вечным в этом институте.

Ведущая 1:
     В своей Автобиографии Расул Гамзатович пишет: «Первое  стихотворение я написал, когда мне было одиннадцать лет. Отец говорил о моих первых стихах: «Если взять щипцы и порыться в этой золе, то можно найти уголек хотя бы  для того, чтобы прикурить папиросу». Эти слова он пронес через всю  жизнь и однажды сказал: «Если к прекрасной аварской поэзии я прибавил хотя бы три камушка, если в моих стихах есть столько огня, что его хватит для того, чтобы прикурить хотя бы три папиросы, то это самое мое большое счастье… »  Послушайте отрывок из этого стихотворения:
Ведущая 2:   
…Стремлюсь друзья, в минуты вдохновенья
Отдать строке в полуночной тиши
Мне памятное первое волненье
                                                 И мужество окрепнувшей души.                                                             
                                                                 «У очага»
Дверцы печки растворены, угли раздуты,
И кирпич закопчен, и огонь тускловат.
Но гляжу я на пламя, и кажется, будто
Это вовсе не угли, а звезды горят.
Звезды детства горят, звезды неба родного.
Я сижу у огня, и мерещится мне,
Будто сказка вдруг послышалась снова,
Песня матери снова звенит в тишине.
Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу –
Нет ни дыма, ни пламени, нет ничего.
Что ж осталось? Тепло, поступившее к сердцу,
Песня матери, сказка отца моего.


Послушаем еще его стихи . Читают Оксана, Айымбота, Алла.
Ведущая 1:
     В 1943 вышел первый сборник его стихов.  «Стихи не пишутся, стихи случаются» - эту поэтическую формулу Андрея Вознесенского любил цитировать Гамзатов, а на вопрос: «Как рождаются стихи?» отвечал: «Стихов ждут, как ждут любимую девушку на свидание. Ты мучаешься, страдаешь, а она все не идет. И вдруг! Возникает стихотворение – наивысшее нечто, созданное моей душой из жизненных впечатлений».
Ведущая 2:    
Стихотворение – стихов творенье.
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье,
 Дожди и снегопады, тьма и свет.
На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слезы – память давних лет,
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует,
Есть жизни человеческой мгновенье
 И остающийся на долго след.
И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия – тот истинный поэт.
Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я  сам ищу ответ.
 Ведущая 1:
 «Москва и Литературный институт научили меня – рассказывал Расул Гамзатович- держать в руке перо, научили меня сидеть, склонившись над белой бумагой, научили меня думать, научили меня любить и ценить святое чувство недовольства собою и своим словом. Они открыли мне доселе неведомые тайны поэзии».
…Во всем таинственность, во всем –
Она в любви и в милосердье.
И мы таинственность несем
В рожденье, бытии и смерти…
Ведущая 2:   
     «Я по очереди влюблялся в разных поэтов: то в Блока, то в Маяковского, то в Есенина, то в Пастернака, то в Цветаеву, то в Багрицкого, в аварца Махмуда и немца Гейне. Но любовь к Пушкину, Лермонтову, Некрасову осталась неизменной».
                                            Стихи читают Жанна и Лаура.
Ведущая 1:
     Когда читаешь Расула Гамзатова: ты говоришь не с одним человеком, а с целым народом. В одной беседе у него спросили:  «Как, вы, овладевший богатствами русской и европейской поэзии, объехавший весь мир, сумели сохранить в своей поэзии дыхание дагестанских гор и мировоззрение соотечественников?»  Ответ на этот вопрос содержится в его книгах. «Я не знаю другого пути к человеческому океану, кроме своей единственной родной речушки».
Я – Дагестана пес сторожевой
Я – Дагестана пес сторожевой,
Лишь свиснет он, к его судьбе причастный,
Вновь вздрогну, как от раны ножевой,
И полечу на этот зов всевластный.
Его вершины, славу, письмена
Не я ли охранять давал поруку?
И впредь с любовью женщина одна
На голову мою положит руку.
И одолев в честь собственных заслуг
Я вплавь громокипящие потоки,
Несу дозор у входа в звездный круг,
Где по ночам беседуют пророки.
Ведущая 2:   
     «Дагестан – моя любовь и моя клятва, моя мольба и моя молитва. Ты один – главная тема всех моих книг, всей моей жизни». Широкую известность ему принесла лирическая повесть «Мой Дагестан». Он пишет:
«У малого народа оказалась большая судьба. Еще пишется повесть о Дагестане. Нет и не будет ей конца. Счастлив буду я, если в этой золотой и извечной книге окажется хоть одна и мной написанная страница. Я пою свою песню, прими её, мой Дагестан!
Ведущая 1:   
И когда  к роднику  по рассветной росе
Выйдет девушка гор,
Чтоб наполнить кумган,
Пусть на склонах звенят
Колокольчики все,
Чтобы слышалось мне:
«Дагестан! Дагестан!»»
- Слово предоставляется нашей коллеге Юсуповй Салихе Салиховне.
Ведущая 2:    Произведения Расула Гамзатова – это «книга мудрости и мужества, книга любви и боли, книга молитв и проклятий, книга истины и веры, книга благородства и добра, книга мгновений и вечности». Предлагаем просмотреть Видеосюжет «Главная песня Расула Гамзатова».
Ведущая 2:  Самобытное творчество народного поэта Дагестана Расула Гамзатова по праву стало неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Ведущая 1:  Сердечная, мудрая, человечная поэзия Расула Гамзатова имеет непреходящее значение для Дагестана и для нас, живущих в маленьком далеком Костанае. Сегодня мы имели возможность окунуться в поэзию дагестанского поэта.  Кто-то вспомнил, кто-то услышал в-первый раз, но поэзия его никогда не устаревает, она – сама жизнь во всем ее многообразии и изменчивости. Может быть, среди слушателей есть те, кто хотел бы выразить свои мысли, мнения?
Ведущая 2:   Обзор книжной выставки «Тебе, поэзия, спасибо!»
Тебе, поэзия , спасибо!
За то, что расспросить смогла
Дорогу в самый нищий дом
И бедняка язык дала,
Рожденный в пламени святом,-
Тебе, Поэзия, спасибо!
За то, что юность в час любви,
Губами жаркими шепча
Стихи бессмертные твои,
Пьет из бессмертного ключа,-
Тебе, Поэзия, спасибо!
За то, что высмеяны те,
Кто мажут маслом курдюки,
За то, что ни пред кем стихи
Не ползают на животе,-
Тебе, Поэзия, спасибо!
За красоту, любовь и честь,
Твоей воспетые струной,
За то, что у поэта есть
Один судья – народ родной,-
Тебе, Поэзия, спасибо!
За то, что ты пропасть не дашь
Тому, кто кости поломал,
Взбираясь на скалистый кряж
Или сходя с могучих скал,-
Тебе, Поэзия, спасибо!
Не ты виной, что мир погряз
В жестокой злобе и вражде,
Твоя бы воля – хоть сейчас
Любовь царила бы везде!
…Поэзия, тебе спасибо!
            Из  радио проигрывателя звучит песня на слова Расула Гамзатова.

                                                                                                                    До новых встреч!

Комментариев нет:

Отправить комментарий